Какие документы нужны для приватизации земли? Новые нормы и правила приватизации в Российской федерации.


     Приватизация земли - что нового?

    Приватизация земли в Российской Федерации базируется на Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального  имущества» № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года, предусматривает под собой прекращение собственности государственных, муниципальных и  других субъектов РФ и приобретении собственности физическими и юридическими лицами с другой стороны, а также отчуждение без каких-либо ограничений имущества из государственной и муниципальной собственности через решение суда, различные виды договоров, через уставной капитал, т.е. любыми другими методами.

    Приватизация земель из государственного и муниципального фонда предусматривает свободный доступ всех желающих к участию в этом при обеспечении государственных органов (ст.15 ФЗ № 178 от 21.12.2001 г.).

    Приватизация земельного участка из права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком регламентирована Федеральным законом № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ…» - закон о «дачной амнистии» осуществляется гражданами в частную собственность, или в аренду.
    Приватизация земельных участков, которые находятся в публичной собственности, осуществляется в собственность граждан за плату, или в случаях предусмотренных законом может предоставляться бесплатно в соответствии со ст.33 Земельного кодекса РФ (предельные и максимальные размеры участков).

    Приватизация участка (на основании закона «О дачной амнистии» предусматривает несколько форм оформления собственности на земельный участок:

        Заявление. Земельный участок принадлежит на праве пожизненно наследуемого  владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Эти документы автоматически дают  право на собственность.
        Разрешительный порядок регистрации права собственности. Документы подтверждающие членство в СНТ, ДНП, и.т.д. Предоставление в собственность земельного участка осуществляется  органом местного самоуправления, или другим исполнительным и наделенным соотвествующими полномочиями органом власти.
        Бесплатное приобретение (приватизация) участков в собственность различными объединениями граждан (огородническими, садоводческими и т.д.). Земельные участки приватизируются, как земли общего пользования, но, только тогда, если испрашиваемые приватизируемые земельные участки не могут быть предоставлены частным лицам.

    Обновлённая процедура приватизации земли

    С 2013 года изменилась процедура оформления права собственности на земельный участок, то есть приватизация земли. Она становится значительно проще и легче для законных собственников земли.

    Основные этапы приватизации земли.

    1. Подача заявление в местные органы власти — советы местного уровня. Форма заявления предоставляется на месте. К ней необходимо приложить копию паспорта и идентификационного кода, а также документ, регулирующий право собственности на жилой дом.

    2. Получение решения о приватизации. В течение месяца принимается решение на очередной сессии народных депутатов. После этого выдается документ, в котором определяется право собственности на землю, а так же разрешение на изготовление технической документации. Как правило, оба решения предоставляется в одном документе.
    3. Непосредственное изготовление документации. В ней детально описывается местонахождение земли (адрес), границы, площадь. Проектную документацию можно заказать в компаниях, которые имеют лицензии и сертификаты земресуров. Также заказать техническую документацию можно непосредственно в представительстве земресуров. В ходе оформления происходит выезд специалистов-геодезистов для фактических замеров, осмотра, составления плана.

    4. Предоставление документов в Государственное агентство земельных ресурсов Украины. Необходимы: заявление (пишется на месте), копия паспорта и идентификационного кода, землеустроительную документацию, полученную и согласованную на предыдущем этапе. Пакет документов предоставляется один раз и его должны принять в любом случае, даже если он не полный или оформлен с ошибками. В этом случае клиенту приходит письменный отказ с чётким указанием причин, после устранения которых заявление подаётся повторно. В течении двух недель государственное агентство земельных ресурсов должно осуществить присвоение кадастрового номера земельному участку и предоставить клиенту выписку из государственного земельного кадастра. С 2013 года этот документ заменяет государственный акт на землю, также она подтверждает право собственности на земельный участок.

    Приватизацию земельного участка проводят или самостоятельно, или при помощи компаний-посредников. Во-втором случае, может потребоваться нотариальная доверенность на право ведения деятельности по приватизации земли от имени собственника. В этом случае клиенту нет необходимости самостоятельно оббивать пороги государственных учреждений.

    Документы для приватизации земельного участка
    Документы для приватизации земельного участка из публичной собственности земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, их перечень и техническое содержание закреплены в соответствующих Федеральных законах РФ (ФЗ-370 от 30.10.2007 г., ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости») и Земельном кодексе РФ .

    Документы на приватизацию земельного участка в остальных случаях, а также перечень документов для государственной регистрации ранее возникшего права собственности определяется индивидуально и только на основании представленных на рассмотрение исходных документов (документа).

    Споры, возникающие при приватизации земли

    В ряде случаев приватизация невозможна, даже если не оспаривается нахождение земельного участка у гражданина на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения. В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ указанные участки не могут быть предоставлены в собственность граждан в случае:

    - изъятия земельных участков из оборота;

    - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

    - резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

    Так, Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"  ст. 27 ЗК РФ дополнена п. 8 о запрещении приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

      По общему правилу не допускается приватизация земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

    В силу ст. 97 ЗК РФ земли водоохранных зон рек и водоемов входят в состав земель природоохранного назначения, которые относятся к землям особо охраняемых территорий (ч. 2 ст. 94 ЗК РФ).

    По поводу возможности приватизации земельных участков, расположенных в этих зонах, Верховный Суд РФ разъяснил, что, исходя из положений ЗК РФ, данная категория земельных участков не изъята из оборота. В настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию. Однако в качестве обязательного условия для предоставления земельных участков в водоохранных зонах водных объектов гражданам и юридическим лицам Водный кодекс РФ (ст. 112) предусматривает согласование с федеральным органом власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

    В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" в пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

      Поэтому порядок передачи в собственность земельных участков, которые расположены в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, должен быть таким же, как и порядок передачи в собственность земельных участков, расположенных в водоохранной зоне, т.е. при наличии согласия федерального органа в области управления использованием и охраной водного фонда.

    Следовательно, если у гражданина возникло правомерное пользование земельным участком, который расположен в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта, или находящимся на данном земельном участке строением, то он имеет право приобрести этот земельный участок в собственность с согласия соответствующего федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

    Отказ федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда в предоставлении в собственность указанных земельных участков должен быть мотивирован, и в каждом конкретном случае может быть оспорен гражданином в судебном порядке .
      На практике не всегда ясно, что означало право на однократную и бесплатную приватизацию, в частности надо ли при обращении граждан учитывать первую бесплатную приватизацию, произведенную до введения в действие последнего ЗК РФ. Нередко на местах администрация отказывала в приватизации земельных участков по тем основаниям, что граждане уже ранее воспользовались этим правом. Фактически речь шла о действии во времени нового ЗК РФ, которым предусматривалась возможность только однократной бесплатной приватизации земельных участков.

    По общему правилу законы и другие нормативные акты применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие. На ранее возникшие отношения действие закона и других нормативных актов распространяется только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Ни новый ЗК РФ, ни Вводный закон к нему не содержат положений о придании обратной силы ограничениям по ранее проведенной приватизации. Следовательно, не может иметь юридического значения и не должен учитываться факт приватизации гражданином земельного участка до принятия нового ЗК РФ как основание для отказа администрации в последующей приватизации земельного участка.

    Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", введенным в действие с 1 сентября 2006 г., п. 5 ст. 20 и п. 3 ст. 21 ЗК РФ, которыми предусматривалось право на однократную бесплатную приватизацию земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, признаны утратившими силу. Это означает, что все предшествующие случаи приватизации не имеют правового значения и не должны приниматься во внимание при последующей приватизации гражданином земельных участков.

    В отличие от приватизации жилых помещений, возникновение права собственности на земельные участки не связано с заключением гражданско-правового договора. Основанием для этого является решение государственных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятое в рамках их компетенции (ст. 29 ЗК РФ), т.е. в отношении земельных участков речь идет об административно-правовом способе возникновения прав и обязанностей.

    При обращении гражданина о приватизации земельного участка указанные органы обязаны принять решение в двухнедельный срок при условии подачи заявления в письменной форме с приложением документов в подтверждение своих прав на земельный участок и кадастровой карты (плана).

    В случае отсутствия кадастровой карты (плана) орган местного самоуправления оказывает содействие в ее изготовлении и определении границ земельного участка на местности с отнесением расходов на заинтересованных лиц. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. В этом случае для принятия решения исполнительному органу местного самоуправления отводился двухнедельный срок с момента представления проекта границ земельного участка (п. 7, 8 ст. 36 ЗК РФ).

    В ряде регионов приняты нормативные акты, подробно регламентирующие переоформление земельных участков в порядке ст. 20, 21 ЗК РФ. К примеру, Правилами, принятыми Правительством Московской области, предусмотрено, что заявление гражданина должно содержать наименование органа, уполномоченного принимать решение; фамилию, имя, отчество заявителя и его адрес; просьбу о передаче земельного участка в собственность; площадь земельного участка; кадастровый номер земельного участка; категорию и разрешенный вид использования земель; дату составления заявления. К заявлению должны быть приложены документы: удостоверяющие личность гражданина (подлинники либо нотариально заверенные копии); подтверждающие право на земельный участок и строение, расположенное на этом участке (при их наличии); кадастровую карту (план) земельного участка; справку о размере земельного налога, подписанную руководителем инспекции МНС РФ в соответствующем муниципальном образовании Московской области

      При несоблюдении указанных требований заявление не рассматривается и возвращается гражданину с указанием причин возврата.

    Когда неделимый земельный участок находится в пользовании нескольких лиц, эти лица имеют право на приобретение данного участка в общую долевую собственность, как правило, пропорционально долям в праве собственности на строение. Но возможен и другой вариант - стороны сами определяют долевое соотношение в праве на общий земельный участок, в том числе с отступлением от размера долей в праве собственности на строение. Оба варианта не противоречат положениям п. 3 ст. 36 ЗК РФ, посвященного приватизации неделимых земельных участков, находящихся в пользовании нескольких лиц.
    Иностранные граждане, лица без гражданства - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ, однако с некоторыми особенностями по сравнению с гражданами России. Этим лицам земельные участки из числа земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в собственность только за плату, размер которой предусмотрен ЗК РФ (п. 5 ст. 28). Право на бесплатную приватизацию земельных участков имеют только граждане Российской Федерации.

    Арбитражные суды, к компетенции которых отнесены споры с участием граждан-предпринимателей, не признают за ними права на бесплатную приватизацию земельных участков, исходя из п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" . В нем дано разъяснение о том, что граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе приобретать в собственность земельные участки, предоставленные им для предпринимательской деятельности, на безвозмездной основе.

      Сама процедура переоформления прав на земельный участок включала несколько стадий:

    - подачу заявления о предоставлении земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с вновь принятым законом;

    - принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ) о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;

    - подготовку документов для государственной регистрации прав, включая изготовление кадастрового плана;

    - государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" .

    С принятием Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" ранее установленный порядок приватизации земельных участков существенно изменился.

    Внесенные им изменения в ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и ст. 28 ЗК РФ относятся к приватизации земельных участков, предоставленных гражданам до введения в действие ЗК РФ на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного (бессрочного) пользования для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Для переоформления своего права на соответствующий земельный участок граждане, минуя исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, обращаются с заявлением в территориальные органы Федеральной регистрационной службы. Основанием для государственной регистрации являются акты о предоставлении гражданину земельного участка, изданные органами государственной власти или местного самоуправления в пределах компетенции либо выданные уполномоченным органом государственной власти, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органами местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права (для участков, выделенных для ведения личного подсобного хозяйства); иные документы, устанавливающие или удостоверяющие право гражданина на земельный участок (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ).

    Наряду с документом, удостоверяющим право гражданина на земельный участок, в обязательном порядке должен прилагаться соответствующий кадастровый план земельного участка. Расхождения сведений о площади фактически занимаемого земельного участка, выявленные при межевании и постановке на кадастровый учет, по сравнению с правоустанавливающими документами, не являются основанием для отказа в государственной регистрации права гражданина на земельный участок. В этом случае следует исходить из кадастрового плана земельного участка при условии, что превышение (за пользование) не выходит за рамки минимальных норм предоставления земельного участка соответствующего целевого назначения.
     

    Порядок приватизации земельного участка

    Порядок приватизации и правила приватизации земельного участка из земель находящихся в государственной (муниципальной собственности),  основаны на Постановлениях и Решениях государственных органов, которые законодательно имеют на это права. В соответствии со ст.ст. 9-11 Земельного кодекса РФ, граждане могут обратиться в компетентный орган, написав соответствующее заявление и приложив кадастровый паспорт на земельный участок. Перечень необходимых документов регламентирован Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. №370 «Об утверждении перечня документов…», а также на Законах о приватизации государственного и муниципального имущества № 32 ст.3301 от 1994 г. И № 26 ст.3130 от 2009 г.
      Порядок приватизации земельных участков под объектами недвижимости определен статьями Гражданского и Земельного кодекса РФ (ст.ст.218, 273, 553 ГК РФ и ст.218 ЗК РФ и т.д.), а также исключительное право на приватизацию земельных участков регламентирует ст.36 Земельного кодекса РФ. Гражданин, имеющий в собственности недвижимое имущество, может приобрести земельный участок, площадью, необходимой для его использования, которая определяется ст.35 и ст.33 Земельного кодекса РФ.

    Стоимость приватизации земельного участка

    Стоимость приватизации земельного участка — очень емкое понятие и регламентировано рядом специальных Федеральных законов (178-ФЗ, 29-ФЗ, 1392-ФЗ, 135-ФЗ), а также Законом Московской области от 07.06.1996 г. «23/96-ОЗ (ред. От 17.02.2012 г.), №178-ФЗ от 21.12.2001 года.

    Если вы хотите узнать ответ на вопрос: "Сколько стоит приватизация земли?", то вам нужно знать следующее: стоимость приватизации земельного участка в каждом конкретном случае может быть различной и зависит от нескольких факторов.

    Факторы, влияющие на стоимость приватизации земли

        Технические
        наличие необходимых графических материалов (материалов межевания), материалов БТИ;
        Документальные
        наличие необходимых документов на земельный участок, документов от сторонних организаций, необходимых для приватизации, заключений и разрешений надзорных служб (Роспотребнадзор, Министерство экологии, Росприроднадзор и т.д.)

    Постановка участка на кадастровый учет

    Перечень документов и правила постановки земельного участка на кадастровый учет, содержатся в Федеральном законе от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». После постановки земельного участка на кадастровый учет, гражданину выдается кадастровый паспорт земельного участка.

    Статистика Видео:  0